Сфера применения электронного документооборота постепенно расширяется и выходит за пределы бизнеса. Использование электронной подписи для физических лиц оптимизирует взаимодействие пользователя с государственными учреждениями и упрощает решение бытовых задач.
Электронная подпись — это криптографически преобразованная информация, которая используется для идентификации владельца в интернете и заверения электронных документов. Согласно российскому законодательству, квалифицированная ЭП имеет такую же юридическую силу, как подпись от руки на бумаге.
Электронная подпись открывает владельцу доступ ко всем видам дистанционных государственных услуг. С её помощью физические лица могут:
Получить сертификат электронной подписи для физического лица вы можете в аккредитованном Минцифры РФ удостоверяющем центре «Инфотекс Интернет Траст».
Для оформления сертификата заполните заявку. На адрес электронной почты, указанный в заявке, придет счёт. После оплаты счёта дождитесь готовности вашего сертификата и посетите офис «Инфотекс Интернет Траст» или одной из партнёрских компаний для проведения идентификации. На этом этапе вам понадобятся документы, подтверждающие вашу личность. После подтверждения личности вы получите сертификат.
По вопросам подготовки рабочего места для использования электронной подписи обращайтесь в нашу круглосуточную техническую поддержку или закажите дополнительную услугу по удалённой настройке рабочего места.
Электронная подпись — это информация в цифровом виде, присоединённая к электронному документу и подтверждающая его подлинность. Использование электронной подписи защищает документы от доступа посторонних лиц, подделки и несанкционированных изменений. Отношения в области использования электронной подписи регулируются Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ.
Подробнее читайте в статье «Что такое электронная подпись».
Сертификат ключа проверки квалифицированной электронной подписи выдают только аккредитованные удостоверяющие центры, а для его создания используются программные средства, соответствующие требованиям 63-ФЗ «Об электронной подписи» и одобренные информационными службами ФСБ. Усиленная квалифицированная электронная подпись обеспечивает наивысшую степень защиты документа. По юридической значимости квалифицированная электронная подпись приравнивается к подписи от руки.
Для участия в торгах по 44-ФЗ необходимо получить сертификат квалифицированной электронной подписи. Закупки Госзаказа и Гособоронзаказа проводятся на восьми федеральных торговых площадках:
Заказчики (лица, размещающие заказ) получают электронную подпись в Федеральном казначействе, а поставщики (участники закупки) — в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, например «Инфотекс Интернет Траст».
Сертификат Торги «Оптимальный» включает все необходимые площадки для участия в закупках по 44-ФЗ.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи — это документ в бумажном или электронном виде, подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу.
Сертификат ключа проверки ЭП также называется открытым ключом электронной подписи, он содержит все данные о владельце подписи и важную информацию об удостоверяющем центре, который его выпустил. С его помощью проводится проверка подписи и шифрования информации. Открытый ключ можно передавать другим лицам.
Помимо открытого ключа, в подписании документов электронной подписью используется закрытый ключ, который владелец должен хранить в секрете. Закрытый ключ применяется при подписании и расшифровании данных.
Заказать квалифицированный сертификат ключа электронной подписи можно только в удостоверяющем центре, который получил аккредитацию Минкомсвязи и прошёл сертификацию ФСБ.
Для прекращения действия (отзыва) сертификата электронной подписи необходимо подать заявление в удостоверяющий центр, в котором он был получен. Подать заявление можно различными способами.
Подача заявления через портал Госуслуги является самым предпочтительным способом, так как процесс взаимодействия между порталом и удостоверяющим центром автоматизирован, поэтому прост и удобен для заявителя. Заявление формируется автоматически в электронном виде на портале и направляется в удостоверяющий центр.
Подавать заявление на прекращение действия сертификата должен владелец сертификата в своём личном кабинете на портале Госуслуги. На данный момент услуга отзыва сертификата доступна только физическим лицам. Через портал Госуслуги владелец может отозвать как свой личный сертификат физического лица, так и сертификат, выданный ему как сотруднику юридического лица.
Как подать заявление на прекращение действия сертификата электронной подписи на портале Госуслуги:
Подать заявление на отзыв сертификата электронной подписи напрямую в УЦ можно в бумажном виде или в формате электронного документа. В обоих случаях необходимо использовать шаблон заявления на прекращение действия сертификата электронной подписи по форме удостоверяющего центра:
Общие правила подписания заявления на отзыв сертификата:
Заявление, подаваемое в бумажной форме, должно быть подписано собственноручной подписью владельца сертификата. Подпись должна соответствовать подписи в паспорте, подпись факсимиле считается недействительной.
В случае подачи заявления на отзыв сертификата сотрудника юридического лица на бумажном носителе и его подписания лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, заявление должно быть заверено печатью юридического лица.
Для подачи заявления в бумажной форме необходимо его скачать, заполнить, распечатать и подписать. Затем подать лично в удостоверяющий центр, через доверенных лиц удостоверяющего центра или отправить оригинал заявления Почтой России на адрес компании «Инфотекс Интернет Траст».
Заявление, подаваемое в форме электронного документа, должно быть подписано квалифицированной электронной подписью владельца сертификата.
Для подачи заявления в электронной форме необходимо его скачать, заполнить и подписать квалифицированной электронной подписью. Подписать заявление можно через бесплатный онлайн-сервис для работы с электронной подписью. Затем подписанное заявление нужно направить в удостоверяющий центр по электронной почте на адрес revocation@iitrust.ru или с использованием системы электронного документооборота TrustDoc.
Для получения электронной подписи необходимо пройти процедуру идентификации, в ходе которой вам нужно будет предъявить документы, подтверждающие вашу личность. Комплект документов определяется индивидуально для каждого абонента. Подготовьте список документов в сервисе конструктора документов. Список формируется в зависимости от типа сертификата. Сервис содержит бланки доверенностей и поможет определить какие документы понадобятся именно вам. Подготовить их заблаговременно перед посещением офиса «Инфотекс Интернет Траст».
Сертификат электронной подписи действителен в течение одного года, по истечении этого срока необходимо обратиться в удостоверяющий центр для продления действия сертификата.
Срок использования электронной подписи предопределён сроком эксплуатации криптографических программ, при помощи которых проводится генерация ключа. Дата начала и окончания действия электронной подписи указывается в сертификате ключа проверки электронной подписи по требованию Федерального закона № 63-ФЗ, ст. 14, п. 2.