Ключевое отличие электронных торгов от «бумажных» в том, что они проходят на электронных торговых площадках. Это онлайн-платформы, функционал которых обеспечивает:
Тендеры могут быть государственными (муниципальными) и коммерческими. В первом случае заказчики — бюджетные учреждения, госкомпании, юридические лица, которые относятся к субъектам естественных монополий (например, РЖД) или занимаются регулируемым видом деятельности (например, энергетикой). Ко второй группе относят всех остальных.
Среди государственных и муниципальных заказов принято выделять несколько направлений в зависимости от нормативно-правового регулирования:
В рамках №44-ФЗ госзаказчик выбирает разрешённый законом способ торговой процедуры. Обычно это либо аукцион, либо конкурс. Запрос котировок и закупка у единственного поставщика возможны строго в конкретных ситуациях. К торгам по №223-ФЗ меньше нормативных требований, поэтому заказчики не столь ограничены в способах их проведения. Коммерческие тендеры могут проводиться так, как заказчик посчитает нужным.
Среди участвующих в конкурсе побеждает тот, кто предложил лучшие условия, а в аукционе — наименьшую цену (стоимость). Конкурсы и аукционы бывают открытыми и закрытыми. Закрытую процедуру проводят в определённых случаях, например при защите гостайны, госзакупке товаров, услуг или работ для оборонного сектора, системы исполнения наказаний, госохраны или космической сферы. К таким тендерам допускаются только лица, которым поступило предложение от заказчика.
Запрос котировок в рамках №44-ФЗ можно проводить в случаях, прямо предусмотренных этим законом. Например, если начальная (минимальная) цена контракта не превышает 10 млн рублей и при этом в годовом объёме такой способ не превышает 20%. Или, к примеру, нужно по решению медкомиссии закупить лекарственные препараты по жизненным показаниям. Запрос котировок допускается, если нужно закупить товары для жизнеобеспечения граждан, приобрести спортинвентарь, изделия народных промыслов, жильё для детей-сирот. Побеждает в запросе котировок тот, кто раньше всех подал заявку с наименьшим ценовым предложением.
Серьёзно ограничены госзакупки у единственного поставщика в рамках №44-ФЗ. Однако их разновидность — малые закупки — очень популярна среди новичков, самозанятых и малого бизнеса. Участие в малых закупках — это размещение своего коммерческого предложения на специализированных площадках и ожидание отклика заказчика. Это напоминает торговлю на маркетплейсе, но с ограничением по цене — закупка не может превышать 5 млн рублей. Участвуйте в недорогих торгах, если такая форма их проведения вам подходит. Можно получить опыт заключения контракта и сформировать репутацию надёжного поставщика, при этом одновременно участвуя и в других закупках.
Запрос предложений может проводиться в рамках №223-ФЗ и коммерческих заказов. Он напоминает запрос котировок, но здесь важна не столько цена, сколько все предложенные в заявке условия поставки, оказания услуг или выполнения работ. Побеждает тот, кто предложил их лучшее сочетание и при этом соответствует как можно большему числу требований, которые указаны в закупочной документации.
В рамках государственных и муниципальных заказов для малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированных некоммерческих организаций (СНКО) предусмотрены льготы и преференции. В частности, согласно №44-ФЗ, не менее 25% годового объёма закупок госзаказчики обязаны проводить у таких категорий участников. При этом если к торгам допущены только субъекты МСП и СНКО, начальная (максимальная) цена контракта не может превышать 20 млн рублей. Это позволяет участвовать в закупке малому или среднему бизнесу, которому по силам будет исполнить контракт.
К коммерческим торгам, в отличие от государственных и муниципальных, у законов нет строгих требований. Заказчики сами определяют способ проведения и условия тендеров. Нередко для участия в них нужно регистрироваться на собственной электронной площадке заказчика или специальных агрегаторах коммерческих тендеров. Для допуска к торгам могут взимать плату.
Пошаговая инструкция подготовки к тендерам:
Заказы публикуют практически ежедневно. Подавать заявки на все подряд, даже подходящие, нет никакого смысла. Участвуйте в тех закупочных процедурах, где высока вероятность победы и вы точно уверены, что сможете полностью выполнить контракт. Каждая подача заявки должна быть спланирована — это не только возможность заключить выгодную сделку, но и вероятность проиграть, понеся при этом расходы. Поскольку тендеры проходят на электронных платформах, всегда можно задать нужные параметры отбора. Например, в ЕИС Закупки есть фильтры по видам деятельности, торговой процедуре, диапазону цен и другим критериям. Подобное есть на всех площадках.
Учитывайте, что проигрыш не всегда лишает контракта. Например, если заявка отвечает требованиям, вы заняли второе место, но с победителем контракт заключён не был, заказчик может подписать его с вами. По этой же причине, подавая заявку, всегда нужно быть готовым к подписанию и исполнению договора или контракта.
В пределах нормативных требований своего положения о закупке заказчик вправе самостоятельно определять содержание и состав заявки. Допустимо включение в документацию рекомендаций (инструкций) по её оформлению и примерного образца для заполнения. В таком случае заявку нужно подготовить по рекомендациям, это поможет избежать спорных моментов.
Заявку формируют непосредственно на ЭТП. Для этого нужно:
Чтобы подать заявку на участие, нередко к ней нужно приложить требуемые заказчиком документы. Если они в бумажном виде, их нужно оцифровать. Документы загружаются в систему в виде файлов установленного формата и размера. В дальнейшем иногда подают и другие документы, например банковскую гарантию. Загрузку и направление электронных документов и сведений выполняют с помощью функционала ЭТП. Торговые платформы также обеспечивают взаимодействие участников непосредственно в ходе тендера, например, когда на аукционе нужно заявить очередное предложение о цене.
Выполнение всех условий контракта (договора) прямо влияет на допуск к последующим торгам. Это связано с тем, что нарушения приводят к включению в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), а нахождение в этом реестре — удар по репутации и возможный барьер для участия в других тендерах. Включение в РНП не освобождает от выплаты неустойки, штрафа, возврата аванса, погашения ущерба — мер гражданско-правовой ответственности, связанной с существенными нарушениями при исполнении обязательств. Срок нахождения в реестре — два года с момента включения.
Включение в РНП предусмотрено только в рамках госзакупок. Однако отсутствие в РНП может быть одним из требований и для допуска к коммерческим торгам.
Несмотря на то что основная масса нарушений среди участников приходится на стадии заключения и исполнения договора (контракта), бывают и нарушения при подаче заявок, а также в рамках самих тендеров. Например, указание в заявке недостоверных сведений или представление не тех документов, которые необходимы для подтверждения соответствия требованиям. Обычно это касается дополнительных требований — в частности, успешного опыта участия в госзакупках. Указанные в заявке сведения и (или) представленные документы могут быть достоверными, но недостаточными для того, чтобы подтвердить полное соответствие нормативным требованиям или требованиям закупочной документации. Нарушения приводят к оспариванию хода и результата тендера. Но возможна и уголовная ответственность: за использование подложных документов, за мошенничество или за картельный сговор.